"Уверяю тебя, что о своей душе можешь не
беспокоиться. Но я не могу освободить тебя от медитации по той простой причине,
что ты считаешь, что тебе от нее нет никакой пользы! Священный дар молитвы,
добрая моя дочь, в руках Спасителя, и чем больше ты освободишься от себя, то
есть от своих чувств и от всякой плотской привязанности, врастая корнями в
святое смирение, тем больше Он даст его твоему сердцу.
Поэтому надо, чтобы ты с великим терпением и
настойчивостью продолжала упражняться в святом искусстве медитации и
довольствовалась продвижением вперед маленькими шажками, пока не обретешь ноги
для бега или, еще лучше, крылья для полета. Довольствуйся тем, чтобы жить в
послушании - в любом случае это уже немало для души, решившей посвятить себя
Богу. Смирись с тем, что ты еще маленькая пчелка, едва только вышедшая из
личинки, пока не станешь взрослой пчелой, умеющей делать хороший мед.
Смирись с любовью перед Богом и людьми, ибо Бог
говорит лишь с теми, кто держится перед Ним с великой скромностью.
Между тем, подлинная причина, по которой тебе не
всегда хорошо удается медитация - вот она, и думаю, что я не ошибаюсь!
Ты приступаешь к медитации в каком-то
возбуждении, с тревогой и беспокойством и упорно стараешься найти для нее предмет,
который успокоит и утешит твой дух. Так вот, одного этого уже достаточно, чтобы
ты не нашла того, что ищешь, и чтобы ни твой разум, ни твое сердце не смогли
освободиться и сосредоточиться на той истине, о которой ты размышляешь. Знай,
дочь моя, что когда мы в спешке и с лихорадочным нетерпением ищем что-нибудь
потерянное, оно может сто раз попасться нам на глаза, мы можем задеть его рукой
- и все равно не заметим!
Это бесплодное беспокойство лишь утомит твой дух
и лишит твою мысль малейшей возможности сосредоточиться на том, о чем ты
размышляешь; отсюда произойдут некоторая холодность и какое-то отупение,
особенно в области чувств.
Я знаю лишь одно средство от этой беды - прогони
это беспокойство, ибо это одна из самых опасных ловушек для истинной добродетели
и подлинной внутренней жизни; тебе кажется, что она придаст ревность твоей душе
- а душа охладевает; ты улыбаешься - и попадаешь впросак.
Итак, дочь моя, сколько раз говорил я тебе: будь
настороже, особенно во время молитвы! Не забывай, что благодать и
расположенность к молитве - это воды не земные, а небесные! Никаких наших
усилий не хватит, чтобы заставить их излиться, и, тем не менее, необходимо
готовить себя к ним тщательным образом, но всегда спокойно и смиренно.
Раскрой свое сердце навстречу Небу и жди, когда
снизойдет небесная роса! Не забывай об этом во время молитвы, дочь моя, ибо так
ты приближаешься к Богу! По двум причинам: во-первых, чтобы воздать Ему
должное. А ведь для этого не обязательно Ему говорить с нами и нам с Ним!
Достаточно признать, что Он - наш Бог, а мы - Его бедные создания, мысленно
простертые перед Ним и ждущие Его приказаний. Сколько царедворцев по сто раз
проходит перед королем взад и вперед не для того, чтобы с ним говорить, не для
того, чтобы слушать, а просто, чтобы засвидетельствовать свое присутствие. Для
чего это прилежание? Чтобы он признал их своими верными слугами. Этот способ -
находиться в присутствии Бога просто для того, чтобы Он признал нас своими
слугами - святой, превосходный, чистейший и совершеннейший.
Можешь смеяться, если хочешь - я не шучу!
Мы предстаем перед Богом во время молитвы -
чтобы говорить с Ним и слышать Его голос через посылаемые Им вдохновения и
внутренние озарения. Это обычно дает нам великое удовлетворение, ибо для нас
это большая благодать - иметь возможность говорить с таким великим Господом,
изливающим на нас, когда Он удостаивает нас ответа, тысячи благовоний и
драгоценных масел, наполняющих нашу душу радостью.
Так вот, моя дорогая дочь: молитва всегда дает тебе,
по крайней мере, одно из этих преимуществ.
Если ты можешь говорить с Господом, воспой Ему
хвалу.
Если ты не можешь говорить с Ним, ибо все в тебе
отупело - главное, не отчаивайся: подражай царедворцам, сделай Ему прекрасный
реверанс.
Он сумеет оценить твое присутствие и твое
молчание, и когда-нибудь в другой раз сердце твое возрадуется, когда Он возьмет
тебя за руку, и заговорит с тобой, и, беседуя, пройдет с тобой тысячу раз по
аллеям Своего сада молитвы. А если этому не суждено случиться никогда (что
маловероятно, ибо сердце столь нежного Отца не устоит, Он не оставит тебя в
вечных колебаниях от надежды к отчаянью) — даже и тогда тебе следовало бы быть
довольной. Следовать за Ним - наш долг, и Он оказывает нам слишком много чести,
терпя наше присутствие!
Так ты никогда не будешь спрашивать себя в
смущении: "Что я скажу Ему?" - ибо, когда ты просто находишься в Его
присутствии, ты исполняешь не менее важный долг - может, и более важный, хоть
он и не так отвечает твоим вкусам.
Итак, когда ты предстаешь перед Богом во время
молитвы, посмотри на себя при свете истины, заговори с Ним, если можешь, а если
не можешь - просто покажись Ему и не тревожься ни о чем.
Что до твоего путешествия, тебе лучше всегда
подчиняться желаниям других, то есть твоих близких - так ты избежишь новых
неприятностей. Я не забуду тебя в своих молитвах, ибо как могу я забыть тебя -
тебя, ради которой я принес столько жертв, которую я породил для Бога в тяжких
муках? Надеюсь, что и ты в милосердии своем не забудешь того, кто несет крест
за всех. Благословляю тебя и остаюсь... "