Мать
Тереза
Агнесса Гонджа Бояджиу
26 августа 1910 г. – 5
сентября 1997 г.
«Что
нам действительно нужно, так это любить без устали. Как горит светильник? Капля
за каплей в него поступает масло. Что же это за капли масла в нашем
светильнике? Это маленькие ежедневные поступки: верность, добрые слова, забота
о других. Это то, как мы храним молчание, смотрим, говорим и действуем. Не
ищите Иисуса где-то далеко. Он — в вас. Пусть ваш светильник продолжает гореть,
и вы обязательно узнаете Его».
Мать
Тереза посвятила всю свою жизнь служению людям и уже при жизни была святой,
которой выпала нелегкая и радостная доля нести Любовь Бога. Смыслом жизни
каждого смертного она видела лишь в том,
чтобы любить и быть любимым. Мать Тереза высоко ценила жизнь в каждом, она
боролась за жизнь людей, отстаивала их право жить и всячески поддерживала искру
жизни в каждом нуждающемся в ее защите, даже там где она угасала. Она говорила: «Жизнь - это шанс, не упусти
его. Жизнь - эта красота, удивляйся ей. Жизнь - это мечта, осуществи ее. Жизнь
- это долг, исполни его. Жизнь - это игра, так играй! Жизнь - это любовь, так
люби. Жизнь - это тайна, разгадай ее. Жизнь - это трагедия, выдержи ее. Жизнь -
это приключение, решись на него. Жизнь - это жизнь, спаси ее! Жизнь - это
счастье, сотвори его сам. Жить - стоит. Не уничтожай свою жизнь!»
Всю
свою жизнь собственным примером она проповедовала Любовь Иисуса. Мать говорила,
что люди испытывают вечную неутоленность в любви. «Пить! Любви!» - этот призыв
Мать Тереза учила читать в глазах людей. Она считала, что весь мир можно
поделить на две категории: «любовь» и «не любовь». И поэтому у каждого есть
«простая» задача - удерживать границу между двумя этими областями. Она
говорила, что есть простое решение, этой простой задачи: «Творить малое, но с
большой любовью».
Для
этой цели Мать Тереза основала Орден Сестер милосердия, в котором «кроме
традиционных монашеских обетов (бедности, безбрачия, послушания) дают еще обет
служения беднейшим из бедных. Таким образом,
Мать Тереза исполняла наказ Господа, который однажды сказал ей: «Иди и
живи среди бедных, а Я буду с тобой».
Мать
Тереза откликнулась на этот зов и была настойчива в своем стремлении жить среди
бедных. Но сестры ордена встретили ее решение враждебностью и непониманием. В
результате чего, она очень страдала и даже серьезно заболела и едва не умерла.
Несколько дней она металась в горячке, и сестры не надеялись, что она выживет.
Во
время болезни на мать Терезу снизошло Видение. Она увидела себя на Небе стоящей
перед Святым Петром. «Зачем ты пришла сюда? — спросил Святой Петр. — Тебе здесь
нечего делать. На Небе нет бедных. О ком же ты будешь заботиться здесь?» —
«Ладно, я уйду, но скоро и у вас появятся бедные. Я приведу их на Небо из
трущоб».
Встревоженная
чудовищными условиями жизни в трущобах, Мать Тереза стремилась облегчить их
учесть и всячески помогала старикам,
больным и сиротам. В 1952 году для стариков, брошенных на улице ею был основан
первый Дом умирающих. К созданию такого учреждения ее побудила история,
увиденная на улице. Мать Тереза увидела
умирающую женщину, которая была настолько слаба, что крысы пытались съесть ее
заживо. Тело женщины было сплошь покрыто язвами и фурункулами. Прохожих это
абсолютно не волновало: жители Калькутты привыкли к подобным картинам, где люди умирали прямо на улицах.
«Однажды
Мать Тереза подобрала на улице грязного больного человека. По нему ползали вши
и прыгали блохи. От тела исходил такой отвратительный запах, что никто не хотел
находиться с ним рядом. Мать Тереза стала счищать вшей с несчастного. «Зачем ты
делаешь это?» — спросил он. «Потому что я люблю тебя»,- просто ответила Мать
Тереза, продолжая свою работу. Глаза человека наполнились слезами, и он сказал:
«Хвала Иисусу в лице матери Терезы». «Нет, хвала Иисусу в твоем лице, —
поправила его Мать Тереза.- Ведь это ты, а не я, делишь сейчас с Ним Его муки.
Сейчас Иисус переживает муки в тебе». Лицо умирающего прояснилось, когда он
понял, что он любим, что он разделяет муки Христа».
За
более чем 40 лет существования домов для умирающих монахини ордена сестер
милосердия подобрали 54 тысячи человек с улиц Калькутты. 23 тысячи человек
умерло в доме в Калигате. Мать Тереза говорила: «Есть то, что нужно этим людям
даже больше, чем пища и крыша над головой: понимание того, что они кому-то
нужны, кем-то любимы. Они понимают, что даже если им осталось жить всего
несколько часов, их любят. Господи, сделай нас достойными служить людям всего
мира, которые живут и умирают в нищете и голоде».
Следуя своему призванию, Мать Тереза смогла
расширить распространение милосердной любви с помощью ее добровольных
помощников. Но только самые преданные могли выдержать строгий режим
конгрегации: обязательную ежедневную молитву в четыре часа утра, отсутствие
имущества, кроме одной смены одежды, рацион беднейшего населения и 16-часовую
работу среди бедных.
Несмотря
на трудность работы и скудость питания сестры Милосердия должны были передавать
в мир радость любви. Мать Тереза не допускала до работы тех, кто был
несобранным, беспокойным или нервным. Им предлагалось молиться до тех пор, пока
не наступало прозрение, пока не удавалось разглядеть раны страдающего Христа во
всех проявлениях человеческой слабости и безобразия.
«Мы
не социальные работники, мы не бригады скорой помощи, мы из ордена любви
Христовой». Мать Тереза учила, что «Плод покоя - молитва, плод молитвы - вера,
плод веры - любовь, плод любви – покой». Итак, внутренний покой должен был
символизировать любовь и должен был отражаться в сердцах и глазах тихой
радостью.
«Когда люди видят в ваших глазах привычную
радость, это позволяет им осознать, что они любимые дети Бога….. Радость очень
инфекционна; поэтому будьте всегда полны радости». Но за спокойной радостью скрывалось страдание за людей.
Это
принцип любовной самоотдачи, который прививала она своим сестрам по Ордену,
помогал им с радостной готовностью ухаживать за прокаженными и даже больными
СПИД.
Мать
Тереза считала, что эгоизм, глупость, ненависть, жестокосердие, нежелание с
любовью трудиться, вот те вечные человеческие пороки, отправившие на Голгофу
Христа.
В
Индии проказа, считалась Божьим наказанием, а следовательно больной должен был
терпеливо переносить мучения и смириться с болезнью. Кроме того общество
отворачивалось от прокаженных, даже если он был богатый и образованный человек,
то заболев в один миг терял все: и семью, и работу. Поэтому таким людям
приходилось скитаться в поисках пропитания, жить и умирать, как живут и умирают
больные животные.
В
мире приблизительно 4 миллиона прокаженных, из которых 3 миллиона живут в
Индии. В одной Калькутте пораженных этой болезнью насчитывается 500 тысяч и
посему не трудно представить сколь людей было выброшено на улицу по невежеству
и по жестокосердию.
Мать
Тереза своим самоотверженным трудом и
бесконечным милосердием доказала, что проказа - это вовсе не проклятие Господа,
а просто болезнь и ее можно вылечить, если своевременно взяться за лечение. Она
проявляла милосердную заботу о тех людях, которых родственники и близкие уже
вычеркнули из своей памяти. Благодаря содействию Матери Терезы, вместо
лепрозория был построен поселок, где прокаженные проживали семьями, до полного
выздоровления или смерти и даже позволяли себе рожать - здоровых! - детей. Так
как проказа (или лепра) не передается по
наследству. Но, чтобы ребенок, живущий вместе с больной матерью, не заразился
проказой, сестры ордена уговаривали прокаженных отдавать новорожденных детей в
приюты, чтобы они выросли здоровыми. Так были сделаны шаги по уменьшению
численности заболевания.
Когда
весь мир содрогался от страха перед СПИДом она приехала в Нью-Йорк. Мать Тереза
посетила камеры с умирающими заключенными от СПИДа и добилась у мэра Нью-Йорка
их освобождения. А к Рождеству 1985 года в Нью-Йорке открылся первый приют для
больных СПИДом под названием «Дар
любви» (она любила преподносить подарки
ко дню рождения Христа ). В своей миссии
Мать Тереза не обращала внимания на мнение обывателей и даже священников,
которые не разделяли ее христианского милосердия относительно лиц, совершивших «содомский грех!» Она всем,
даже охраннику тюрьмы напоминала «Все, что ты делаешь этим людям, ты делаешь
Богу» и тем самым заставляла задумываться их над жестокостью поступков. Мать
Тереза с радостью участвовала в проекте реабилитации индийских заключенных. Вот
воспоминание одного из них:
«Вы
должны понять, что, в общем-то, я покойник. Мне не нужно соблюдать какие-то
общественные условности, я могу нарушать любые правила и говорить то, что мне
хочется. Хуже мне все равно уже не будет. Но я только посмотрел на эту женщину,
которую многие считают святой, и просто потерял дар речи. Ее мудрые, все
понимающие глаза лучились невероятной энергией и теплом. Она улыбнулась,
благословила медальон с изображением Девы Марии и протянула его мне. Я бы не
подошел по своей воле к решетке, чтобы встретиться с мэром, губернатором,
президентом или папой римским. Да я бы просто послал их подальше. Мне нет до
них никакого дела. Но когда я стоял напротив этой женщины, все, что я смог
выдавить из себя, было: Спасибо, Мать Тереза».
Она
действовала в соответствии с учением Иисуса Христа «Возлюби ближнего, как
самого себя!» В связи с заболеванием СПИДа Мать Тереза сделала заявление по
телевизору, что СПИД - это предостережение Господа, это знак, того что следует
наконец-то открыть сердца и возлюбить друг друга.
«Мы
можем избавиться от болезни с помощью лекарств, но единственное лекарство от
одиночества, отчаяния и безнадежности — это любовь. В мире много людей, которые
умирают от голода, но еще больше тех, кто умирает от того, что им не хватает
любви».
Мать
Тереза не принимала критики по поводу своей работы и старалась не обращать внимание на атаки агрессивно настроенных людей, которые выступали против ее начинаний. Она считала, что следует
духу Писания, тем простым правилам жизни, сформулированным в Евангелии от
Матфея: «Я алкал - и вы дали мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был
странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы
посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне».
Матерью
Терезой были построены детские дома, больницы, школы и приюты для самых бедных,
лепрозории, дома престарелых и мастерские для безработных. Она придерживалась принципа «Малое, но с
большой любовью!» не вынашивая никаких грандиозных неосуществимых проектов. «Мы сами чувствуем, что все, что мы
делаем — это капля в океане. Но океан будет меньше без этой капли».
Мать
Тереза говорила: «Позволь мне проповедовать любовь не словами, но примером моей
жизни, силой влечения, воодушевляющим влиянием моих дел, показывающих всю
глубину любви, которая пылает в моем сердце».
Эта
проповедь любовных дел, действительно вдохновила многих. Многие люди
откликнувшись, стали оказывать
благотворительную помощь и благодаря этим пожертвованиям Мать Тереза смогла открыть приют для брошенных детей, которых она собирала повсюду. «Я стала матерью тысяч
брошенных детей, оставленных на улицах и обочинах дорог, в мусорных ящиках и
канавах. Мне приносят их полицейские и отдают больницы, если настоящая мать
отказывается забрать ребенка себе,- говорит мать Тереза.- Я спасла их, обогрела
и обучила. Многие из них нашли себе хорошие семьи в Индии, Америке, Европе. Но
все они помнят меня. Они присылают мне свои фотографии, и когда я рассматриваю
их, я радуюсь за моих детей. Я чувствую, что люблю этих детей, как родная мать,
как научил меня любить Иисус. Многие из них остались со мной — физически и
умственно неполноценные. Природа жестоко обошлась с ними. Но они дети Господни
и тоже нуждаются в любви. Если честно, это мои любимцы. Иногда врачи говорят,
что лучше бы они умерли, но мы все равно берем их к себе. Отказать им в любви —
все равно что убить».
Однажды
съемочная группа телекомпании Эн-Би-Си, приехавшая в Калькутту снимать
документальный фильм об ордене сестер милосердия, стала свидетелем спасения
новорожденного. Съемочная группа решила следовать за ежедневным маршрутом
Матери Терезы и «как рассказывал позже один из операторов, вдруг Мать Тереза
забралась на огромную кучу мусора и начала усердно разгребать руками гнилые
овощи и пищевые отходы. Телевизионщики были сначала озадачены, а потом
поражены, когда увидели, как она откопала крохотного младенца с еще
необрезанной пуповиной. Мать Тереза рассказала, что в таких мусорных кучах были
найдены и спасены сотни брошенных детей. У некоторых были физические
недостатки, но в большинстве своем это были просто несчастные брошенные девочки
(в Индии существует проблема умерщвления нежеланных детей женского пола)».
Вскоре медпункты
при железнодорожных станциях стали оказывать бесплатную медицинскую помощь, а
также стали предоставлять приют для женщин и детей. Проработав 10 лет в
Калькутте, Мать Тереза получила разрешение открывать миссии в других местах.
Центры были открыты в Венесуэле (1965), на Цейлоне (1967), в Риме и Танзании
(1968), на Кубе (1986) и в других местах. А в 1988...1989 гг. орден милосердия
учредил свои отделения в Москве, Ереване, Спитаке.
Хотя
сама Мать Тереза считала свою работу «каплей в море», она, тем не менее,
удостоилась международного признания. В 1964 году она получила премию имени
Джавахарлала Неру, а два года спустя Ватиканскую премию Мира имени папы Иоанна
XXIII. В 1979 году ей была присуждена Нобелевская премия мира. Это решение
вызвало критику со стороны тех, кто считал, что, помогая нуждающимся, Мать
Тереза ничего не сделала для дела мира, которое призвана поощрять Нобелевская
премия. В своей речи представитель Норвежского нобелевского комитета Саннесс,
однако, сказал: «Мать Тереза во многом помогла перебросить мост от богатых
стран к бедным... В каждом человеке она в состоянии заронить семена добра...
Если бы это было не так, общество лишилось бы надежды, а мирные усилия утратили
значение». В заключение Саннесс сослался на высказывание Роберта Макнамары,
президента Всемирного банка: «Мать Тереза достойна Нобелевской премии,
поскольку она утверждает мир в самой важной сфере, защищая неприкосновенность
человеческого достоинства».
Мать
Тереза приняла награду «во имя голодных, раздетых, бездомных... всех тех, кто
не видит ни помощи, ни заботы». В своей Нобелевской лекции она говорила о
христианской любви – движущей силе своей работы и подчеркнула, что любовь и
уважение к каждой человеческой жизни являются условием всеобщего мира. Все
полученные деньги (800 тысяч шведских крон)
она истратила на строительство приютов для бедных, в частности для
страдающих проказой.
Мать Тереза смело высказывалась в отношении
абортов и других методов контроля за рождаемостью. «Я вижу величайшую угрозу
миру в абортах, поскольку они представляют собой настоящую войну, убийство,
осуществляемое матерью». Она осудила феминизм, особенно в Индии, призывая
женщин строить крепкие семьи, предоставляя «мужчинам делать то, к чему они
лучше приспособлены».
Мать
Тереза из Калькутты определила свое служение как любовь в действии. Она
говорила: «Истинная любовь –отдает до боли».
Или «Отдавай миру самое лучшее,
что у тебя есть, и этого может никогда не хватать. Все равно отдавай миру самое
лучшее, что у тебя есть».
Те,
кто встречался с Матерью Терезой, рассказывают о ее высокой духовности, о
любви, радости и уважении к жизни, которые она излучает. Мать Тереза говорила:
«Мы не делаем ничего великого, мы делаем мало, но с великой любовью».
5
сентября 1997 года Матери Терезы не стало. Она умерла от остановки сердца,
оставив после себя только два сари, Библию, молитвенник, несколько дневников и
карандашей. А также она оставила добрую память о любви и милосердии Господа,
который поистине жил в ней.
Ватикан
объявил, что потребуется по меньшей мере пять лет, чтобы решить, причислять ли
мать Терезу к лику святых. В течение этих лет Церковь должна была внимательно
изучать жизнь матери Терезы и ее труды. Представитель Ватикана заявил, что «Мы
должны быть уверены, что эти труды находятся в полном соответствии с учением
Христа»
Однако многие священники, не дожидаясь
официального решения, уже провозгласили ее святой. Так сделал, рискуя навлечь
на себя недовольство папы римского, кардинал Нью-Йорка Джон О'Коннор. «Мы
потеряли женщину, которая была в ореоле святости, как никто другой на свете», —
сказал он.
19
октября 2003 г. мать Тереза была причислена к лику святых – в беспрецедентно
короткий для Католической церкви срок.
«Мать
Тереза была бриллиантом в короне Индии. Она была живой святой». «Она была
послана в наш скорбный мир, чтобы одаривать милосердием больных, утешать
безнадежных, кормить голодных, провожать в последний путь умирающих. И учить
нас и тех, кто придет после нас, как следует отвечать на любовь, дарованную
Богом человечеству».
День
беатификации матери Терезы отмечается в Албании как национальный праздник.
Мать
Тереза удостоена многих национальных и международных наград, в числе которых
высшая гражданская государственная награда Индии – орден "Бхарат
Ратна" ("Сокровище Индии") (1980), Орден Лотоса 3-й степени
"Падма Шри" (1962), две высшие награды США для гражданских лиц –
Президентская медаль Свободы (1985) и Золотая медаль Конгресса США (1997) и др.
О
жизни матери Терезы снято несколько документальных и художественных фильмов,
поставлен мюзикл.
Составлено по материалам интернет.
Составитель Бердникова Антонида
НАКАЗ
МАТЕРИ ТЕРЕЗЫ:
«Люди
часто бывают безосновательны, нелогичны и эгоистичны.
В
любом случае, прощай их.
Если
ты добр, люди могут обвинить тебя в эгоизме и скрытых намерениях.
В
любом случае, оставайся добрым.
Если
ты успешен, ты завоюешь ненастоящих друзей и настоящих врагов.
В
любом случае, будь успешным.
То,
что ты строил годами, кто-то может разрушить за одну ночь.
В
любом случае, продолжай строить.
Если
ты обрел покой и счастье, они могут завидовать тебе.
В
любом случае, будь счастливым.
То
хорошее, что ты делаешь сегодня, скорее всего завтра забудется людьми.
В
любом случае, твори добро.
Отдавай
миру все лучшее, что у тебя есть, и этого будет всегда недостаточно.
В
любом случае, отдавай миру все лучшее, что имеешь.
И,
в конечном счете, ты поймешь, что все это происходит между тобой и Богом
И
никогда это не были отношения между тобой и ими». Мать Тереза