В этом выпуске мы хотим поделиться с вами
революционной информацией о методах обучения чтению, которые подтверждают и
углубляют методы, разработанные и используемые в школе "Монтессори
Интернешнл". Эти методы описаны в книге "Учиться читать - весело
играть", которую мы написали вместе с Рандалл Клейн в 2001 г.
Сэлли Шейвиц, содиректор исследовательской
лаборатории обучения чтению и гуру в этом предмете, на основании исследований
мозга описала мыслительные процессы, которые происходят при обучении чтению, и
описала их в книге "Побеждаем дислексию" (2003 г.) [Дислексия -
неспособность к чтению].
Эта книга вызвала наш большой интерес, поскольку
описывает фонологический подход к чтению, основанный на исследованиях, который
В ТОЧНОСТИ соответствует методу, разрабатываемому в "Монтессори
Интернешнл" в течение 20 лет.
Более того, эти исследования доказали, что мозг,
неспособный к обучению чтению, может быть ЗАНОВО обучен чтению при
использовании подходов, подобных тем, которые мы использовали в
"Монтессори Интернешнл".
В следующих шести параграфах мы кратко опишем
основные принципы С.Шейвиц. Вместе с тем мы настоятельно рекомендуем учителям и
родителям дошкольников прочитать эту книгу, которая знаменует прорыв в обучении
чтению.
Обучение чтению - предсказуемый процесс. Сначала
мозг должен осознать, что слова состоят из проговариваемых звуков. Это
называется фонологическое осознание. Оно достигается благодаря сосредоточению
ребенка на рифмующихся словах и проговариванию первых звуков слов. Когда
ребенок поймет, что слова состоят из звуков, можно учить его делить слова на
слоги и затем смешивать их, отделять звуки, а затем снова соединять их в слова.
Следующая стадия - знакомство ребенка с буквами,
которые являются графическими символами звуков. Распознавание и написание букв
- ключевая веха обучения чтению. Когда ребенок выучит буквы, можно учить его
читать слова и писать их.
Процессы, описанные выше, телеграфируют мозгу
информацию о том, что он способен читать. Ребенок научится читать, когда будут
созданы нейронные цепи.
Процесс чтения основан на двух познавательных
стадиях. Первая стадия, которая строится в нервной системе теменно-височной
области: начинающий читатель строит связи, позволяющие расшифровывать слова.
Построение этой нейронной цепи - медленный и аналитический процесс, который
требует времени и постоянного ввода информации.
Ребенку, чей мозг не развил эту нейронную связь,
присваивают клеймо "неспособный к обучению чтению". Эта проблема не
уходит по мере того, как ребенок становится старше. В действительности, чем
раньше вы начнете перепрограммировать мозговые схемы, тем больше шанс, что мозг
создаст новые эффективные связи.
С.Шейвиц с помощью технологий мозговых образов
продемонстрировала позитивное влияние своих методов обучения чтению
"неспособных детей". Воодушевляющая новость для учителей и родителей.
По мере совершенствования навыков чтения все
больше задействуется затылочно-височная область. Для анализа слова и
реагирования на него требуется менее 150 миллисекунд. Такого уровня чтения мы
достигаем по мере достижения фонологического осознания.
Гильдия Меру использует следующие методы
обучения чтению:
Развитие
фонематического осознания (стихи, проговаривание первых букв слов,
расчленение слов, составление слов из букв и слогов)
Фонетический метод
обучения чтению (для каждого звука подбирается буква и наоборот)
Разложение слов на
звуки
Распознавание строчных
и прописных букв
Правописание
Беглое чтение слов
Развитие словарного
запаса с помощью использования карточек
Стратегия осмысленного
чтения
Развитые языковые
навыки - развитие умения слушать, составлять и пересказывать рассказы
Давайте вспомним слова Покровителей Молодежи,
данные в диктовке "Спасите детей! Смерть и Ад подкрадываются в школы
Америки", данной на конференции в Атланте 8 октября 1992 г.:
"…Я обращаюсь к вам, возлюбленные:
обучение детей чтению, письму и арифметике до достижения ими семилетнего
возраста является священной обязанностью [каждого родителя и] каждого человека,
который называет себя Светоносцем Земли…"
Покровители Молодежи из Великого Центрального
Солнца, "Жемчужины Мудрости", Т. 35 No. 59, "Саммит
Лайтхаус", 2 декабря 1992
г.
На сайте. http://givelife.ucoz.ru
вы
найдете материалы, которые помогут вашим детям, внукам или ученикам достичь
целей и обрести эти навыки и которые соответствуют методам и подходам
"Монтессори Интернешнл".