Император Акбар, царь
Соломон Индии
Джелал-эд-Дин
Мухаммед, прозванный Акбаром (Великим) родился в 1542 году и процарствовав
около полустолетия умер в 1605. Он
принадлежал к династии великих Могулов, вышедших
из Туркестана и ведущих свое начало от Тамерлана.
Его
почитают как «Собирателя и Объединителя
Индии», «ему поклоняются как Святому, а
историки страны называют Его «Тенью Бога на Земле». Акбар Великолепный,
Благословенный, Акбар‑любимец богов и «Краса престола мира», вот прилагательные
к его имени».
«Император
Акбар, царь Соломон Индии, по великой премудрости своей, величайший, как и любимейший из могульских повелителей Индии и
единственный из них, память которого дорога наравне как магометанам, так и
индусам».
«В
шестнадцатом веке Могольская империя Индии фактически была покорена жестокими
чужеземными завоевателями, так что в 1556 году, когда Акбар Джелал-эд-Дин
Мухаммед наследовал трон, от некогда обширной империи остался только столичный
город Дели. Выдающийся молодой император Акбар, которому в момент восшествия на
престол не было и четырнадцати лет, отправился отвоевывать свое царство. Он
стал знаменит во всем мире как Акбар Великий - самый могущественный из
Могольских императоров.
Император
Акбар обладал потрясающей физической выносливостью, которая содействовала его
необычайному военному успеху, - он мог проехать верхом 240 миль за 24 часа, чтобы
застать врасплох и поразить врага. И тем не менее большая часть его долгого
царствования (1556-1605) была отдана покорению мятежных князей северной Индии и
обеспечению мира посредством учреждения крепких провинциальных правительств.
Акбар был одарен талантом правителя. Он увеличил эффективность торговли,
благодаря строительству дорог, развитию передовых рыночных систем и введению почтовой
службы. В мудрой заботе обо всех народах, находящихся под его юрисдикцией,
Акбар отменил ненавистный джизья, подушный налог, взимаемый с не мусульман, и
предоставил индусам видные места в правительстве»(5). При его дворе находили
приют художники, поэты, философы самых разных вероисповеданий. Он стремился
действовать в интересах всех своих подданных и более того, он разрешил строить
в Индии храмы всех вероисповеданий.
Акбар
считался четвёртым в поколении пророка Магомета; поэтому ему много и прощалось правоверными,
особенно отступление от веры его предков и вечная погоня за истиной! Он не был
привязан к какой-либо религии, считая, что
вся божественная истина не могла сосредоточиться только в единственном
Пророке! Император Акбар никогда не был правоверным мусульманином, но, целую
жизнь отыскивал истину во всех религиях. Он имел страсть к изучению философии и
питал глубокое благоговение к древним рукописям, назначая огромные премии за
самые старинные летописи «шести великих вер Востока»: христианской, магометанской,
иудейской и вер браминов, буддистов и парсов. Он почитал все шесть и не
принадлежал ни к одной.
«Он основал
свою собственную религию, божественный монотеизм, который объединял основные
истины всех вероисповеданий. Он собрал у себя представителей всех основных
мировых религий. Он был в высшей степени терпимым. В его государстве каждый мог
исповедовать собственную религию. Он собрал лучшее, что содержалось в каждой из
них, надеясь, что это поможет людям расширить свои горизонты. Но в результате,
только его ближайшие слуги и друзья приняли эту религию. Однако оставленные им
в наследство дух всеобщности, религиозная терпимость и хорошо организованная
система государственного управления на протяжении столетий были благословением
для Индии».
Акбар приглашал «мудрецов» изо всех стран света для
«религиозных диспутов, «которые
проходили в знаменитом с необычайной красотой своей резьбы
пирамидальном здании, состоящем из четырёх ярусов и с широко раскинутыми
террасами под куполом, так называемой «коллегии Акбара». Акбар заложил основы
веротерпимости, которые живы в Индии и по сей день. Он, будучи императором
Индии путем просвещения установил порядок в период великих волнений и раздоров.
«Говорили, что он являет собой «один из немногих удачных примеров короля-философа,
описанного Платоном». Он был великий астролог своего времени и оставил после
себя кипу автографных рукописей.
Известно,
что грамота не увлекала Акбара и, хотя
он не научился читать, это не помешало ему овладеть всевозможными знаниями. В
его окружении всегда находились профессиональные чтецы, а сам он обладал такой
блестящей памятью, что мгновенно запоминал прочитанное. К концу жизни у Акбара
собралось 24 тысяч томов иллюстрированных рукописей. Эта библиотека
была очень знаменита, как и лучшие
собрания Европы. Акбар не только интересовался всевозможными науками сам, но и способствовал
в изучении наук каждому желающему их обрести. Так существую исторические
записи, что Акбар покровительствовал, взятому в плен нашему земляку Василию
Долгорукову, который хотел учиться «премудрости суфиев и саманов… (вероятно шраманов или шаманов,
буддистов)… и получить шаст (цепь, но в
этом смысле талисман) с Великим Именем на нём»(3)
«Смелый и отважный, великодушный и милосердный,
он был одновременно человеком действия и вождем. Как воин Акбар покорил обширные
территории Индии, но мечтал он о другом, более прочном завоевании - о завоевании
умов и сердец людей...»(4)
«Акбар
решительно поддерживал индийское искусство, и под его руководством было
основано свыше ста ремесленных мастерских. Сам император очень любил музыку и
поощрял ее как средство общения между индусами и мусульманами»(5). «Император Акбар, призывал музыкантов, когда
чуял в ком-то огорчение, чтобы новый ритм разбивал заразу» (6).
О Великом Акбаре
существуют легенды, которые замечательно раскрывают величие его сердца.
«В дни
торжеств, когда все подвластные ему раджи и народы приносили ему дары, Акбар
выбирал среди груд роскошных подношений самый скромный дар и, прижимая его к
сердцу, показывался перед собранием, оказывая этим внимание самому малому из
своих подданных и подчеркивая, что ему дорог дар, принесенный не от излишества,
но подсказанный сердцем» (7).
«Великий
Акбар всегда вел список друзей и врагов, и это очень помогало ему в его строительстве.
Но когда он встречал порядочного человека среди врагов, он называл его
переодетым другом. И часто такой враг становился впоследствии преданней им
человеком»(7).
«Великий Император Акбар говорил всегда, что
враги — это тень человека и что человек измеряется по количеству врагов. При
этом соображая врагов своих, он добавлял: тень моя очень длинна»(8).
В конце
царствования Акбара мир и процветание, которые он принес Индии, были нарушены
дворцовыми интригами и разрушительной деятельностью его сына Джахангира. Когда
Джахангир наследовал трон, он отверг реформы отца, особенно в вопросах
религиозной терпимости, и империя быстро распалась. Но все же, Акбар был самым
блестящим политиком своего времени и до сих пор его причисляют к самым
блестящим политикам всех времен и народов. Акбар имел великую веру в
покровительство Аллаха, и ни разу не усомнился в том, что МОЛИТВЫ его были
услышаны. Аллах благоволил ему во всех делах, казалось бы, даже в самых
безнадежных ситуациях. Изучение разных религий утвердило императора в мысли,
что все люди его государства прославляют
единого Бога. А значит, вести
религиозные войны бессмысленно.
Джавахарлал Неру, признал, что Акбар достиг блестящих успехов в
управлении государством. Ведь он сделал Индию общим домом для всех народов.
Представители разных религий получили возможность для диалога, а это лучшее
средство на пути к настоящему единству.
Акбар
Великий, одно из воплощений Возлюбленного Эль Мории.
Бердникова
Антонида
Литература: 1.Елена Ивановна Рерих. Письма Том II
(1934 г.) 2. Диктовка Иисуса Христа, переданная
через Элизабет Клэр Профет 28 февраля 1988 года. 3. Е.П.Блаватская «Из пещер и дебрей
Индостана» 4.Джавахарлал Неру 5. «Чела и Путь» 6. Мир Огненный, ч.II, 165 7.Е.И.Рерих Письма 8. Н.К Рерих
|